Будущее рынка автобизнеса

В этом году мы решили начать делиться собственным видением автомобильного рынка, подсвечивать важные тренды и открыто обсуждать все возможные угрозы вместе с нашими партнёрами. Мы создали канал общения именно в рамках проекта «Франшиза», потому что для нас важно быть с партнёрами «на одной волне». Начать общение хотим с оценки перспектив автомобильного рынка в проекции ближайших нескольких лет.

Для начала давайте подведём итоги уходящего года. Итак, в ушедшем 2023 году мы наблюдали захватывающий рост и лидирующие позиции по продажам конечно же китайских автопроизводителей.
Слишком стремительный рост доли «китайцев» на российском рынке привел к определенным проблемам:

  • Нехватка запасных частей и аксессуаров. Автопроизводители не успевают поставлять нужное количество деталей. Иногда срок ожидания запасных частей доходит до нескольких месяцев.
  • Повышение цен. Из-за отсутствия конкуренции и высоких закупочных цен, дистрибьюторы вынуждены брать автомобили на реализацию на невыгодных для себя условиях, что, в первую очередь, отражается на затоваренности склада дилера, а также — стоимости для конечного потребителя.

Мнение эксперта: «В настоящий момент мы не планируем открывать новые дилерства, как и не планируем закрывать текущие. Несмотря ни на что, тенденция рынка достаточно позитивная. Мы продолжаем продавать автомобили и выполнять планы. По итогам 2023 года FRESH занял первые места по доле рынка по Haval (Ростов), Jetour (Ростов), Solers (Ростов), Changan (Воронеж), Москвич (Ростов и Воронеж), Exeed (Воронеж), Chery (Воронеж). Впереди „закручивание гаек“ параллельного импорта, что благоприятно скажется на продаже новых авто в плане их количества, но негативно отразится на ценообразовании. Скорее всего цены будут расти» — прокомментировал Евгений Житнухин, директор по дилерству и сервису FRESH

При этом в силу экономических и логистических обстоятельств в ближайшее время у китайских брендов не будет практически никакой конкуренции на рынке.
Мнение эксперта: «Многие сейчас ощущают падение рынка авто с пробегом на уровне 20%. Мы также замечаем сокращение, но оно колеблется в пределах 10% и меньше. Так что на фоне остального рынка мы выглядим в 2 раза стабильнее. Что делаем для этого? Работаем с конверсией, работаем с продвижением, с ценообразованием, продолжаем работать с качеством подбора автомобилей, с брокерскими сделками, стараемся наполнить склады во всех ценовых сегментах так, чтобы удовлетворить потребности любого клиента. Надо быть готовыми к динамичным изменениям рынка и продолжать работать с качеством обслуживания, с качеством продукта» — комментирует Максим Солодовник, директор направления автомобилей с пробегом FRESH.

Эксперты «Авито Авто» провели масштабный опрос и выяснили, что 77% респондентов рассматривают покупку авто с пробегом. А 54% предпочитают обезопасить себя от некачественного товара. Растет недоверие к частным продавцам, и это вполне оправдано, так как недобросовестных посредников сложнее привлечь к ответственности.
Рынок легковых автомобилей (декабрь 2023), по материалам Автостат
Мнение эксперта: «Думаю, что вся практика ввоза автомобилей на заказ сойдет на нет в силу влияния обстоятельств законодательного характера. Такие автомобили сильно подорожают с учетом оплаты утилизационного сбора и еще нескольких платежей, которые станут обязательными с 1 апреля 2024 г. Поэтому основным источником доходов в автобизнесе станет бизнес авто с пробегом. В 2024 году логично переориентировать все усилия на вторичный авторынок» — говорит Владимир Ильичев, заместитель исполнительного директора FRESH.

Другой эксперт автобизнеса Александр Усольцев, в своем телеграм-канале также прогнозирует тренд снижения объемов поставок:
«Объём рынка параллельного импорта сократится на 3−6 месяцев помесячно на 50%, а затем вернется к 70% от текущих объёмов. Я полагал, что на рынок параллельного импорта придется 10% или 150 тыс единиц в 2024 году. Корректирую прогноз до 100 тыс единиц. Дилерам теперь останется ещё меньше рынка»
Что же происходит на рынке подержанных автомобилей?
Возвращаясь к данным Автостата, рынок автомобилей с пробегом в 2023 году демонстрировал колебания, но к концу года все-таки просел на 22,6% в сравнении с предыдущим периодом. При этом нужно отметить, что китайский автопром не вошел в десятку автомобилей с пробегом до 7 лет по объёму продаж. Автомобили из Поднебесной еще не так активно поступают в продажу на вторичный рынок, однако уже сейчас понятно, что на рынке авто с пробегом покупатели отдают предпочтение знакомым и хорошо известным брендам.

Согласно исследованию, опубликованному на портале «Авто.ру» сократилось и количество объявлений от частных продавцов на 8,6%. На этом фоне неплохо себя показали дилерские центры. Им удалось прибавить 2,9%.
Параллельный импорт – итоги и ожидания
Для многих игроков рынка альтернативой стал параллельный импорт. Однако с 1 апреля вступают в силу изменения, которые вносятся в правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора. Теперь пошлины, НДС и акцизы, «недостаточно уплаченные» в ЕАЭС при ввозе автомобилей в РФ, будут взимать в составе утилизационного сбора. Это приведет к его кратному удорожанию. К сожалению, «оплачивать банкет» придется опять же конечным потребителям. Что в свою очередь, приведет к снижению спроса на данный сегмент.

В тоже время, сокращение ввоза автомобилей «не китайского» производства и финансовая нецелесообразность параллельного импорта приведут к тому, что лучшей альтернативой новым «китайцам» станут автомобили с пробегом.
Рекордный рост продаж китайских авто – это хорошо или плохо?
В 2023 году мы могли наблюдать беспрецедентное увеличение сегмента китайского автопрома. Если в 2022 году лидерство сохранялось за российскими автопроизводителями, то в 2023 году ситуация резко изменилась в пользу Китая. Этот сегмент вырос на 51% (как массовый, так и премиальный).

При такой динамике очевидна неизбежность изменений в дилерской сети. Идет активное перестроение бизнеса под новые реалии. В январе 2023 года дилерская сеть насчитывала 3164 центра, в январе 2024 года эта цифра достигла 3653 единицы. Конечно, абсолютное большинство принадлежит китайским брендам. В числе лидеров — Chery (210 ДЦ) и Geely (174 ДЦ).
Ожидания от 2024 года и далее
Согласно исследованию, проведенному аналитической компанией Б1, спрос на новые автомобили в России составит 1,3−1,5 млн единиц к 2025 году. А по прогнозу РОАД, при оптимистичном сценарии, российский авторынок может составить 1,3 млн автомобилей и 1,1 млн при негативном сценарии. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что в лучшем случае, предложение едва покроет спрос, а в худшем — мы будем испытывать дефицит в сегменте новых автомобилей. Профессиональные игроки рынка сходятся во мнении, что текущий год будет сложным.
Некоторые автодилеры уже сегодня активно работают над переориентацией собственных бизнес-моделей в сторону рынка АСП. Но, чтобы действительно зарабатывать в этом сегменте, многим автохолдингам потребуются существенные инвестиции в обучение персонала, отладку бизнес-процессов и конечно маркетинг.

И здесь наша компания готова оказать помощь всем желающим. Так как FRESH имеет готовое решение, в котором все эти процессы уже оцифрованы и правильно упакованы. А запустить бизнес по продаже автомобилей с пробегом с помощью Франшизы FRESH возможно уже через 3 месяца. Для наших перспективных партнёров вся информация собрана здесь.
Президент РОАД Алексей Подщеколдин в своей пресс-конференции заявил, что в ближайшей перспективе главный драйвер доходности автобизнеса — это автомобили с пробегом.
FRESH CHERY. Воронеж

Хотите индивидуальную консультацию
представителя франшизы?

Василий Котылевский
Руководитель отдела продаж франшизы